Вы сейчас о чем? Никто никого не защищает. Просто микрофинансирование – это тот же бизнес. И он, как и многие другие отрасли оказался в плачевном состоянии из-за сложившейся ситуации по короновирусу. Если компании существуют на рынке, то их деятельность кому-то нужна. И не вам решать, заметит кто-то их уход или нет!
Компаний на рынке стало меньше. А вот спрос на их услуги значительно вырос. В условиях пандемии банки ужесточают требования к заемщикам. А когда на работе не платят премии, то люди просто вынуждены идти в МФО. Иначе прожить сложно.
Конечно, МФО никуда не уйдут с рынка. Они вынуждены приспосабливаться к его изменяющимся условиям. Сначала крупные игроки перевели свою деятельность онлайн, в разы сократив или полностью убрав офисы продаж. Теперь многие компании решили отказаться от «займов до зарплаты» в пользу среднесрочных займов. Конечно, это выгодно для МФО, так как чем дольше заемщик пользуется деньгами, тем больше он переплачивает. Следовательно и заработок МФО возрастает.
Я тоже считаю, что МФО никуда не уйдут. Их услуги очень востребованы, особенно в период пандемии, когда многим гражданам не хватает на самые насущные потребности. Мелкие МФО, которые не выдержали конкуренции, ушли, часть из них поглотили более крупные игроки рынка. Сейчас едущие МФО думают, как бы «съесть» остальные компании. У них появляется все большее количество дочек. У клиента складывается впечатление, что он сотрудничает с одним сервисом, а на самом деле это старая компания.
МФО не только никуда не уйдут, но и за 2021 года объемы их портфелей значительно увеличились. Конечно, это верно только в отношении крупных игроков. Но, как и в любой отрасли, после пандемии остались только сильнейшие. Они пересмотрели систему скоринга, поэтому получить займ стало гораздо сложнее. Если раньше был отток из банков в МФО, то теперь аналитики планируют обратный отток. Клиенты МФО будут больше ориентированы на кредитные карты и небольшие потребительские кредиты. Вместе с тем МФО стали больше привлекать представителей малого и среднего бизнеса. Поэтому они не только не потеряют, но и приобретут.
МФО будут жить вечно. На самом деле сейчас идет резкое сокращение числа компаний. Но это связано с тем, что пандемию мелкие игроки не выдержали. Ведь пришлось долго содержать офисы обслуживания и сотрудников. Многие компании выкупили более крупные, которые приобрели уже наработанную базу. Заемщики обычно стараются обращаться в один и тот же сервис. Это в основном верно в отношении клиентов из небольших населенных пунктах, где представлено не так много МФО. Некоторые компании объединяются. Несмотря на то, что с рынка ушли многие игроки, микрофинансовых сервисов все равно еще очень большое количество.
Я согласна с предыдущими форумчанами, что МФО никуда не уйдут. Они изменят свои услуги. В любом случае кроме банковского должно быть альтернативное кредитование. Ломбарды уже не на столько актуальны, как раньше. Проценты в них тоже довольно высокие. Да, и многие люди там вообще ничего не выкупают. МФО же быстро выдают деньги. Сейчас на рынке немало компаний, которые выдают займы под залог, долгосрочные продукты. По идее есть продукты для заемщиков с любыми потребностями.
Даже в кризисной ситуации МФО чувствуют себя уверенно. Многие финансисты делали прогноз, что с началом специальной операции большая часть игроков уйдет. Действительно, заемщики стали более разумно подходить к оформлению займов. Но это связано со страхом, что могут потерять работу. Да, и деньги многие стараются экономить. В то же время первый квартал 2022 года показал, что многие крупные игроки микрофинансового рынка только наращивают свои обороты. Поэтому ждать глобальных изменений не стоит. То, что ставка снижается на 0,8% в день, то же особо не влияет на рынок. На самом деле снижение довольно незначительное. Тем более, если учитывать то, что многие клиенты занимают средства на период не меньше 30 дней.
Я считаю, что нужно уже привыкнуть к тому, что МФО стали полноправными участниками финансового рынка. В связи с тем, что Центробанк жестче регулирует их деятельность, такие компании стали менее лояльны к своим клиентам. Теперь они уже сами выбирают заемщиков. Так после ситуации в марте 2022 МФО снизили входящий трафик клиентов, ужесточили риск-политику и скоринг-процедуры.
МФО даже особо меньше не становятся. Сейчас наметился тренд на рынке: опытные игроки поглощают мелкие компании. В итоге остается прошлое название, а владелец меняется. В результате остается сформированная база из уже лояльных клиентов. Кроме того, показатели по выручке уже приблизились к тем, которые были в 2021 году и это, несмотря на спецоперацию. Конечно, заемщики сначала притаились. Но теперь они берут в том же объеме. Тем более, что сейчас много сокращений по всей стране. Людям нужно как-то выживать.